В этой статье мы рассмотрим происхождение, значение и чтения иероглифов, обозначающих цифры.
До косой черты я пишу онное (китайское) чтение, после – кунное (японское). В скобках указано окончание, пишущееся каной.
一 ити/хито(цу) «один», ключ 1 «один»
Это один из самых простых иероглифов – горизонтальная черта. Он остался неизменным и по сей день. В качестве ключа малоупотребителен. Также в сочетаниях из нескольких иероглифов может обозначать «весь, целый».
*К ключу 1 также относятся иероглифы-цифры 三 и 万
二ни\ фута(цу) «два», ключ 7 «два»
В качестве ключа также малоупотребителен.
*К ключу 7 относится также иероглиф 五
三 сан\ми(ццу) «три», кл 1 «один»
四 си\ёццу, ён «четыре», кл 31 囗 «коробка»
Хотя в современном написании этого знака не видно никакой смысловой связи с предыдущими цифрами, первоначально этот иероглиф изображался в виде четырех горизонтальных черт.
Таким образом, в написании первых четырех иероглифов, обозначающих цифры 1,2,3,4 в древности лежал простой и понятный принцип соответствия черт изображаемому числу. Поэтому цифры от 1 до 3 даже в современном написании легко запомнить.
У исследователей происхождения иероглифов, однако, все равно много вопросов. Например, почему цифры от 1 до 4 изображаются именно горизонтальными чертами, а не точками или вертикальными линиями? Что изображали изначально сами эти черты: абстрактные линии, пальцы руки или счетные палочки? Что представляют собой цифры с 2 до 4: сочетание изображения предыдущей цифры с единицей (2=1+1, 3=2+1, 4= 3+1) (иероглифы-идеограммы), либо все они просто изображают количество черт, соответствующее числу (иероглифы-указатели).
五 го\ицуцу «пять», кл 7 «два»
Первоначальная форма этого знака была ×, а позднее – крестик с горизонтальной и вертикальной чертой сверху и снизу. Исследователи считают, что эта форма обозначает, что при счете на пальцах до пяти мы загибаем пальцы руки слева направо, а затем поворачиваем назад. Кроме того, этот знак может обозначать «центр», «середину», т. к. пятерка в последовательности чисел от 1 до 10 занимает срединное положение.
Еще более древняя форма «пятерки» — пять горизонтальных черт. С учетом этого факта некоторые ученые предполагают, что ломаная и наклонная линия посередине в современном написании представляют собой сокращение трех черт в середине, чтобы не путать «пятерку» с «четверкой».
六 року\муццу «шесть», кл 12 «восемь»
Древнее написание этого иероглифа представляет собой ломаную линию, похожую на «холм» или «горку». Это связывают с понятием «подниматься», так как при счете на пальцах до шести нужно загнуть пять пальцев одной руки и поднять большой палец другой. При счете на пальцах шестерка является своего рода «второй единицей», так как необходимо перейти к пальцам другой руки.
七 сити\нанацу «семь», кл 5 乙 «крючок» или 1 «один»
Связывается с изображением разрезанной на две части вертикальной палки. Также этот компонент входит в иероглиф 切 «резать», и 七 считается его древней формой. Такое изображение объясняют тем, что семерка является простым числом, которое нельзя разделить на две равные части.
八 хати\я(ццу) «восемь», ключ 12 «восемь»
Происхождение этого иероглифа связывают с двоичной системой счисления и делением, также он входит как компонент в иероглиф 分 «делить». Восемь – самое большое из простых чисел, делящееся на два, поэтому и изображено оно в виде двух наклонных черт, которые могут трактоваться как абстрактные линии либо части тела, конечности. Этот знак малоупотребителен в качестве ключевого, тем не менее, к нему относится также иероглиф-цифра 六 року\муццу – «шесть».
九 ку, кю:\коконоцу «девять» ключ 5 乙 «крючок»
По одной из теорий, прототипом для иероглифа «девятка» послужило изображение согнутой в локте руки, так как девятка является предпоследним числом в последовательности от 1 до 10 и подразумевает завершение, «поворот» назад.
十 дзю:\то: «десять», ключ 24 «десять»
Разрядные числа 十 10, 百 100, 千 1000 и 万 10000 являются сочетанием горизонтальной линии («единицы») и еще одного элемента. «Десятку» трактуют как «вторую единицу», которая пересечена вертикальной чертой для того, чтобы отличать ее от «первой единицы», а также обозначить переход к новой последовательности чисел. Кстати, древние написания чисел «20», «30» представляют собой соответственно две и три вертикальных черты, пересеченных одной горизонтальной.
*К ключу 24 относится также иероглиф 千 «тысяча»
百 хяку\момо «сто», кл 106 白 «белый»
Трактуется как соединение «единицы» и иероглифа «белый» Вероятно, здесь 白является фонетиком, т. к. онные чтения «сто» и «белый» одинаковые. Детерминатив «единица» подразумевает что «сто» — это еще одна разрядная «единица».
千 сэн\ти «тысяча», кл 24 «десять»
Трактуется как сочетание изображений «единицы» и «человека». В древности военные отряды составляли 1000 человек, поэтому исследователи связывают иероглиф «тысяча» с колоннами идущих людей, которые символизируют многочисленность.
万 ман\ёродзу «десять тысяч», кл 1 «один»
В полной форме знак пишется 萬. Чаще всего его древнее написание связывают с изображением скорпиона, что символизирует многочисленность из-за некоторых особенностей этого животного (например, то, что скорпионы собираются большими группами или носят на себе большое количество детенышей, когда откладывают яйца.)
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
А другие цифры, вариантные формы и цифры в документах добавлять не планируете? Например 参、亖、廿、廾、卅、卍、億、兆、京 и т.д.
про вариантные пока не знаю, про большие и малые числа была идея, но это отдельная тема.
Большое спасибо за статью! Искала для сына-школьника сведения о происхождении цифр. Очень доходчиво